http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Адмирал

Год выхода: 2008

Оценка: Можно посмотреть, если нечего делать

Актеры: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Анна Ковальчук, Владислав Ветров, Егор Бероев, Ришар Боринжер, Николай Бурляев, Виктор Вержбицкий, Фёдор Бондарчук

Режиссер: Андрей Кравчук

Жанр: Историческая мелодрама

Есть фильмы, которые обрастают ожиданиями ещё до своего выхода в прокат. «Адмирал», спасибо рекламному ресурсу Первого канала, стал именно таким. Именно основываясь на красочном рекламном ролике ожидался некий глубокий драматичный фильм, настоящая масштабная историческая драма, практически «Одиссея» XXI века. Признаюсь: я, чтобы не опошлить атмосферу, даже отказался от покупки перед началом сеанса попкорна и колы.

Подробно пересказывать сюжет картины «Адмирал» особого смысла нет – любой может выйти в Сеть и найти биография Александра Васильевича Колчака, ставшего главным героем фильма. Если в двух словах – режиссёр Андрей Кравчук задался целью показать нам любовную историю Колчака и Анны Васильевны Тимирёвой. Чтобы уложиться в хронометраж фильма (который и так по длительности превысил двухчасовую отметку), авторы отбросили всю жизнь Александра Васильевича до Первой Мировой войны, сосредоточившись на его встрече с Тимирёвой и на развитии их отношений. Историческая канва дальнейших событий известна: 1917 год, сначала Февральская революция, потом Октябрьский переворот, затем Гражданская война, в которой Колчак стал одним из лидеров белого движения, и в конце победа красных и расстрел адмирала под Иркутском. Это – если в двух словах.

Претензий по поводу кандидатуры эпического героя ни у кого, за исключением, может быть, коммунистов сталинской закалки, быть нет должно. Если кто не в курсе, Александр Васильевич Колчак это не только и не столько «Верховный Правитель России». Прежде всего это герой двух войн, русско-японской и Мировой, за первую из которых он получил золотую саблю «За храбрость», а в ходе второй из капитана стал вице-адмиралом и командующим одним из флотов. Это один из виднейших исследователей российского Севера и внёсший существенный вклад в науку учёный. Это опередивший время морской стратег, разработавший революционную для начала прошлого века систему минных заграждений. Это, в конце концов, один из предполагаемых авторов гениального романса «Гори, гори, моя звезда…»… Что ж, хватит с дифирамбами и попытками восстановить историческую справедливость, перейдём непосредственно к попытке снять фильм о жизни этого удивительного человека.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Адмирала», это явные цитаты откуда-то, из какого-то другого известного фильма… Ну как же, как же, где-то уже такое было, что в самом начале и в самом конце нам показывают женщину преклонных лет, которая теребит в руках старинную вещь и начинает вспоминать свою далёкую молодость и свою любовь… А, так это же было в «Титанике»! Там тоже главная героиня показана в старости, тоже имеет при себе некий артефакт (в фильме Джеймса Кэмерона ювелирное украшение, в картине Кравчука – медальон с фотокарточкой) и также предаётся воспоминаниям. Кстати, и главный герой в обоих кинолентах погружается в водную пучину и показывается это, кстати, под очень похожими ракурсами…

В ходе просмотра оказывается, что цитирование классиков (очень даже может быть, что невольное и неосознанное) характерно для Андрея Кравчука. На этот раз на ум приходит творчество Никиты Михалкова и его исторический блокбастер «Сибирский цирюльник». В «Адмирале» также немаловажное место занимает поезд, забитый военными, в который помещены главные герои; крупные планы очень напоминают михалковские, также наличествуют сцены бала, которые призваны создать атмосферу дореволюционной поры, когда сама жизнь была прекрасна и возвышенна, когда женщины были не «гражданками и товарищами», а «сударынями», когда мужчины все как на подбор (ну, или почти все) были рыцарями без страха и упрёка, да и вообще водка была крепче и матерных слов в языке было меньше.

Создатели фильма позиционировали его как попытку показать любовь двух людей на сложном историческом фоне. Не получилось: фон показан, тут уж спасибо современным технологиям кинопроизводства. А вот с любовной историей слабо – много недоговорённостей, недосказанностей, оборванностей линий повествования. Ничего не знающему о главном герое зрителю непонятно – кто такой Колчак, чего его историю вдруг нужно показывать, чем он хорош или плох? Да и главной идеи никакой не заметно, пульса не прощупывается. Слоган фильма – цитата из Библии «Ибо крепка как смерть любовь». Вот хоть убейте, но никак этого из фильма понять и вынести нельзя. А ведь какая благодатная была тема, какой судьбы человечище был взят для рассмотрения… Жаль.

Иногда бывает, что средненькие фильмы вытягивают актёры за счёт сногсшибательной игры. Тут «Адмиралу» снова не повезло. Скажем, на этот раз очень странная роль получилась у Хабенского. Ругать не за что – харизмы Константину хватило, чтобы выглядеть в образе Колчака органично. Но и особо похвалить повода не наблюдается, сказать, что Колчак-Хабенский врезается в память и запоминается, нельзя. Впрочем, здесь в большей степени, наверное, нужно винить режиссёра.

Елизавета Боярская, исполнительница роли Анны Тимирёвой, очаровательная интеллигентная девушка и далеко небесталанная актриса. Но «Адмирал» показал, что на драматические роли она пока не готова. Идеальный образ для неё – романтическая героиня в комедии или лав-стори. Как будет дальше, посмотрим. Потенциал у Боярской заметен.

Не совсем понятно, для чего в сюжет был введён генерал Каппель. Нет, по сценарию он должен был присутствовать, но вот одно из центральных мест, которое ему было отведено, вряд ли оправдано. Если только задумывалось дать возможность проявить себя Безрукову… Что ж, возможность эту вряд ли можно назвать удачной – сколько уже у Безрукова образов (как в творчестве, так и в жизни), в которых нужно проникновенным голосом взывать к русскому народу «Эх, братцы, ребятушки…». Ничего нового, ничего интересного.

Так что вывод не слишком позитивный: после просмотра остаётся некоторое разочарование от невнятной попытки поднять хорошую тему и вернуть нам одного из заслуживающих уважения наших героев. То, что не получилось отечественными силами сделать проект в духе западных фильмов-эпосов, уже мелочи. Но посмотреть «Адмирала» всё-таки стоит: может быть, кому-то понравится.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz