http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Квант милосердия

Год выхода: 2008

Оценка: Неплохое времяпрепровождение

Актеры: Дэниэл Крэйг, Ольга Куриленко, Матье Амальрик, Джуди Денч, Джанкарло Джаннини

Режиссер: Марк Форстер

Жанр: Шпионский боевик

Сейчас уже никого не удивишь киногероями нового поколения, обладающих сверхсилой и сверхспособностями. Однако старейшим из супергероев является агент разведывательной службы Её Королевского Величества Джеймс Бонд. Судите сами: суперагент, который переходит из фильма в фильм на протяжении нескольких десятилетий и не стареет (ну и что, что лицо меняется, всё равно это Бонд, он и сам об этом в каждом фильме говорит: «Бонд. Джеймс Бонд»). Обладает при этом такой сексуальной энергетикой, что ни одна женщина перед ним не устоит (поэтому мужчины мечтают быть им, а женщины – быть с ним). К тому же он практически неуязвим ни для пуль, ни для ножей, ни для чего, короче говоря; разъезжает на чудо-машинах, в которых можно едва ли не на Луну полететь и разгромить небольшой отряд марсиан, если такой на Луне вдруг окажется. И, что самое главное, ВСЕГДА побеждает зло. Можно ли все эти характеристики отнести к обыкновенному, пусть и выдающемуся, человеку? Вряд ли.

На первый взгляд «Квант милосердия» есть ни что иное, как очередная рядовая серия «бондианы», рассказывающая об очередном спасении агентом 007 мира во всё мире. Но не всё так просто – здесь мы имеем дело с начатым два года назад в «Казино Роял» делом «очеловечивания» образа супершпиона, придания ему реальных черт, с помощью которых он перестанет восприниматься как робот. И кандидатура британского актёра Дэниела Крейга подходит для этого практически идеально.

Во-первых, без фирменного сексуального очарования Джеймс Бонд просто немыслим. С этого фланга позиции Крейга неуязвимы. Если брать в расчёт не только мужской шарм нового Бонда, но и традиционно требуемый от Бонда налёт аристократизма, то здесь так же всё в порядке. Да, трудно заподозрить Крейга, выходца из шотландского среднего класса, в родстве с баронами Дугласами или графами Суссексами. Но он, с его по-английски чопорно поджатыми губами, гораздо успешнее выглядит аристократом, нежели подавляющее большинство прежних исполнителей роли агента 007.

Кроме того, мы ещё никогда не видели актёра, столь физически, по фактуре подходящего на роль реального агента реальных спецслужб с реальной лицензией (не только возможностью, но и способностью) на убийство. Никогда не верилось при взгляде на Тимоти Далтона, Роджера Мура или Пирса Броснана, что эти люди физически в состоянии бегать за злодеями с пистолетом в руках, прыгать с вертолёта и карабкаться по крышам. Глядя на то, как мускулистый Крейг носится по экрану (актёр основную часть трюковых кадров отрабатывал сам), подобного противоречия не возникает. При этом нет и «бодибилдинговых» перегибов. Так что Дэниел Крейг почти самый лучший Джеймс Бонд. «Почти лучший» - потому что есть Шон Коннери, первый исполнитель, а первый это всегда самый лучший.

Помимо чисто внешних изменений в Бонде «Квант милосердия» продолжил вносить изменения и в привычки суперагента, прежде выглядевшие незыблемыми. Например, из серии в серию Джеймс заказывал себе один и тот же коктейль с мудрёным составом, где столько-то того-то смешать со стольким-то вот этого-то. В «Казино Роял» он просто заявил бармену: «Налейте чего-нибудь», а в последнем фильме вообще не в курсе, чего ему налили и что он влил в себя уже в лошадиной дозе. А ведь по закону жанра Бонд непременно должен был с невозмутимым видом сесть за стойку бара и бесстрастно выдать тираду про то, что с чем и в каких пропорциях «смешать, но не взбалтывать». А эта его легендарная фраза «Бонд. Джеймс Бонд»? В предыдущей серии Крейг произнёс эти слова лишь в финальной сцене, а в «Кванте милосердия», если я ничего не просмотрел, вообще их не говорит!

Решимость в продолжении ниспровержения стереотипов «бондианы», проявленная создателями «Кванта милосердия» заслуживает безусловной похвалы. Далее с похвалами будет не так густо… Недочёты начинают проявляться уже с самого начала. Во-первых, неудовлетворительной оценки заслуживают титры «Кванта милосердия», которые при всех незначительных и второстепенных изменениях являются практически точной копией титров к «Казино Роял».

Во-вторых, сюжет картины, вернее, его связь с сюжетом предыдущего фильма. С одной стороны, замечательно, что сценаристы и режиссёры решили придать приключениям Бонда какую-то последовательность и линейность, чтобы каждый из его фильмов не был оторванным от остальных, а складывался в единую мозаику. Но ведь дело в том, что куски мозаики нужно соединять друг с другом, в данном случае – хотя бы напомнить несколькими кадрами, что было в прошлом фильме, какие события получили своё продолжение, кто такие появляющиеся из ниоткуда герои и так далее. А то получается, что человек, не видевший «Казино Роял», многого в нынешнем фильме просто не поймёт.

В-третьих, сам по себе сценарий, мягко говоря, слабоват. Да, заявлена таинственная и могущественная злодейская организация, которая протягивает свои щупальца повсюду и о которой самым осведомлённым спецслужбам мира ничего неизвестно. Однако ничего не сказано о целях этих влиятельных и высокопоставленных злодеев (в принципе, уже сейчас можно попытаться предсказать цели данной организации – наверняка что-нибудь вроде мирового господства…).

При всём позитиве, который вносят в картину Дэниел Крейг и великая Джуди Денч, остальной актёрский состав «Кванта милосердия» слабоват, если сравнивать его хотя бы с предшествующей картиной, не говоря уже о других сериях «бондианы». Скажем, злодей из мистера Грина по сравнению с Ле Шиффром какой-то хлипкий. Даже при том, что возлюбленная Бонда из «Казино Роял» явно не соответствовала статусу подруги супергероя, она смотрелась всё-таки выигрышнее Ольги Куриленко. Не чисто внешне, нет – в плане внешности у супермодели из Бердянска полный порядок. А вот с актёрским мастерством всё гораздо сложнее. С актёрским мастерством всегда сложно, когда оно отсутствует.

«Квант милосердия» (кстати, происхождение такого названия после просмотра также остаётся полной загадкой) – безусловно, фильм-экшен очень высокого качества. Однако по сравнению с предыдущей картиной создатели саги о Бонде всё-таки понизили планку. Остаётся надеяться, что в следующем фильме об агенте 007 они её снова поднимут.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz