http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Обитаемый остров

Год выхода: 2009

Оценка: Зря потраченные 1,5-2 часа

Актеры: Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров, Алексей Серебряков, Фёдор Бондарчук, Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Анна Михалкова

Режиссер: Фёдор Бондарчук

Жанр: Фантастика, боевик

Когда о голливудских фильмах сообщают, что у них сногсшибательный и умопомрачающий бюджет, зритель ожидает захватывающего зрелища. И, как правило, получает его (исключения вроде «Водного мира» тоже бывают). Когда о российском кинопроекте трезвонят, что на него потрачены очень большие деньги, отчего-то волей-неволей ожидаешь чего-то такого, после чего выйдешь из кинотеатра и скажешь: «Да денег много, а толку чуть». Почему так, сказать сложно – загадочна и непонятна русская душа. Но, к сожаленью, новый фильм Фёдора Бондарчука (точнее, первая часть фильма) «Обитаемый остров» не слишком радостные ожидания оправдал полностью.

Сюжет таков. Середина XXII века, человечество решило практически все свои проблемы, за исключением разве что смерти – побеждены экологические беды, за счёт гениальной системы воспитания почти сняты проблемы конфликтов на любой почве, благодаря экономическим достижениям все живут как в сказке про «молочные реки, кисельные берега», искусство развивается семимильными шагами, а наука и технология – стомильными. У молодых землян появилось новое хобби – на маленьких космических челноках бороздить просторы Вселенной, надеясь встретить в ней что-нибудь необычное и интересное. Вот и главный герой, 20-летний москвич Максим отправился в такое увлекательное путешествие. Оно и в самом деле оказалось увлекательным – попав в метеоритный дождь, Максим попал на необычную планету, где торятся интересные дела. Планета поделена на несколько государств, Максиму «посчастливилось» попасть в тоталитарное общество, где Совет Анонимных Отцов узурпировал власть и с помощью специального излучения держит население в состоянии постоянного страха перед внешними и внутренними врагами, которые на самом деле не такие уж и враги. Но Максиму предстоит сыграть важную роль в грядущих изменениях.

Давно уже ни для кого не является новостью, что современный кинематограф является лишь более или менее качественной копией того, что уже было придумано и претворено в жизнь предыдущими поколениями киношников (хотя, скажем, первую часть «Матрицы» братьев Вачовски в копировании и неоригинальности как-то не упрекали). Но по-настоящему профессиональные режиссёры (не говоря уж о действительно талантливых, которые всё-таки дерзают привнести в кино нечто своё) наловчились если не скрывать вторичность своего творчества, то хотя бы тщательно это его качество ретушировать.

Фёдор Бондарчук доказал свою профессиональность и одарённость в качестве режиссёра музыкальных клипов и рекламных роликов; а вот по части его состоятельности как режиссёра «большого кино» возникают вопросы. Даже несмотря на успех «9 роты» (по моему скромному мнению, о-о-очень переоценённого фильма), с «Обитаемым островом» поводов для сомнений ещё больше. Во-первых, к чему эти попытки под копирку срисовать атмосферу из культового фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» (1981 г.)? Ладно, если пейзажи города будущего на далёкой планете совпадают с пейзажами Ридли Скотта, это ещё можно понять – мол, всем людям будущее представляется одинаковым. Но зачем использовать те же ракурсы, те же композиции, построенные по тем же принципам группы персонажей в кадре? Стоило ли для этого требовать у инвесторов и государства (при финансовой поддержке которого создан фильм) громадную по российским меркам сумму в 40 миллионов долларов, чтобы банально «свистнуть картинку» из другого, пусть и гениального (и, кстати говоря, не слишком успешного в прокате) фильма?

Во-вторых, не очень лестных слов заслуживает прокатная версия «Обитаемого острова». Понятное дело, что фильм снят в различных по хронометражу версиях – для российского проката, для зарубежного, для издания на DVD, для ТВ-показа. И ясно, что какие то сцены будут укорочены или совсем вырезаны. Но, если уж у вас есть возможность работать с солидным бюджетом, как-нибудь нужно потрудиться над тем, чтобы сцены не обрезались посередине и зрителю не пришлось бы догадываться самостоятельно – а чем же там должно было, по логике событий, дело завершиться? А ведь за это отвечает не только и не столько монтажёр, сколько режиссёр, который вообще отвечает в своём фильме за всё.

В-третьих, не слишком удачно выбран акцент повествования. Почитатели творчества братьев Стругацких, по произведениям которых и снят «Обитаемый остров», вряд ли обрадовались тому, что в экранизации на первый план выступают не чувства, мысли и поступки главных героев, а интерьер кабинетов инопланетных чиновников и то, как Фёдор Бондарчук в амплуа прокурора Умника в роскошном халате несколько раз за два экранных часа барахтается в ванной. Спецэффекты, масштабные декорации, работа гримёров и костюмеров – безусловно, важная часть любого фантастического фильма. Но ведь в любом фильме главным должны быть люди, герои, персонажи, а не предметы и дизайн. Может быть, Бондарчук-младший никак не может избавиться от рекламного прошлого, в котором ему нужно было сосредоточить внимание зрителя на предмете-товаре?

Если закончить ругать Фёдора Бондарчука, то придётся сказать пару нелицеприятных слов и об актёрском составе. Отрадно, что Бондарчук влился в модное течение подбирать для своих фильмов «незасвеченные» лица, но странно, что при этом он позабыл, что нужно подбирать актёров, причём желательно талантливых. Исполнитель главной роли, Василий Степанов, может, и талантлив, но он ещё явно не актёр – режиссёр «подобрал» его на первом курсе театрального училища. Пётр Фёдоров, играющий гвардейца Гала, и знакомый ценителям гламура по сериалу «Клуб», может, и актёр, но вряд ли талантливый. Разве что у Юлии Снигирь может быть неплохое профессиональное будущее, но нужно подождать. Остальная, звёздная часть актёрского состава или сыграла просто на профессиональном уровне (как Суханов, Серебряков, Пирогов и так далее), либо оказались явно не на своём месте (как Куценко или Гармаш).

Как известно, пока мы видели только первую часть «Обитаемого острова», но особой надежды, что вторая как-то выправит положение и будет лучше, нет – а с чего бы вдруг этому произойти? Так что на ум уже приходят сравнения с бесславной судьбой другого громкого кинопроекта, «Волкодава»…

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz