http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Операция "Валькирия"

Год выхода: 2009

Оценка: Зря потраченные 1,5-2 часа

Актеры: Том Круз, Кеннет Брэна, Билл Найи, Том Уилкинсон, Кэрис Ван Хаутен, Томас Кречманн, Теренс Стэмп

Режиссер: Брайан Сингер

Жанр: Историческая драма

Том Круз представил нашему с вами вниманию свою новую работу «Операция «Валькирия»». Определить жанр этого фильма довольно сложно – здесь вам и претензия на некий шпионский экшен, и заявка на триллер, и попытка снять «почти» документальное кино по реальным событиям. Если коротко о сюжете, то за основу взята история покушения на Гитлера, предпринятого полковником Клаусом фон Штауффенбергом в 1944 году.

Суть в следующем: кадровый немецкий офицер из аристократического семейства Штауффенберг уже к середине Второй Мировой войны понял, что Гитлер является угрозой для Германии и всего человечества. И он был не одинок в этом – среди военной элиты уже не первый год возникали, а иногда даже и реализовывались заговоры против фюрера, но Гитлер чудом каждый раз спасался от, казалось бы, неминуемой гибели. И вот за дело взялся Штауффенберг с его товарищами, которые, посчитав, что любая проблема на Земле решается с помощью мощной взрывчатки, смогли доставить бомбу в буквальном смысле под нос Гитлеру. Штауффенберг собственными глазами видит взрыв, разнесший помещение, где фюрер проводил совещание, возвращается к сторонникам и они начинают действия по захвату власти в Германии…

Фильму «Операция «Валькирия»» свойственно романтизированное изображение немецких военных заговорщиков, пытавшихся устранить Гитлера. Мол, люди увидели деяния фашистского вождя и решили положить конец его ужасным преступлениям и спасти Европу и всё человечество. Но если вспоминать, как всё было на самом деле, то окажется, что все эти заговорщики весьма благосклонно восприняли приход Гитлера к власти, надеясь, что он сможет возродить «великую Германию». И окажется, что убить фюрера они в подавляющем большинстве своём стремились не из человеколюбивых соображений, а потому, что становилось очевидно, что войну немцам не выиграть и нужно менять власть для того, чтобы заключить перемирие на тех условиях, которые не будут слишком позорными. К чести главного героя, Клауса Штауффенберга, он был одним из тех немногих, кто действительно ужаснулся разворачивающемуся фашистскому террору. Но и из него делать ангела-миротворца не слишком честно.

Нестыковки в фильме присутствуют, и уже с самого начала. Так, нам показывают, как полковник Штауффенберг вынашивает антигитлеровские планы, заносит их на бумагу и передаёт какому-то генералу. Но именно в это время вражеская авиация совершает налёт, генерал гибнет, полковник тяжело ранен… И возникает вопрос – а как же бумаги? Очень маловероятно, что их не обнаружили (а то, что они сгорели, никак не подразумевается), а затем не сообщили в компетентные нацистские органы. И тогда история Штауффенберга не была бы рассказом о покушении на Гитлера, а только одним из фактов ареста и последующей гибели одного из несогласных с режимом.

Также настораживает небрежность в «протокольных» деталях. Так, прилетевшего в прифронтовую полосу Гитлера один из генералов приветствует небрежным взмахом руки. Такого просто не могло быть – такой «облегчённый» вариант нацистского приветствия, тем более в отношении фюрера, могли себе позволить, и то не всегда, лишь несколько человек из ближайшего окружения. Все остальные должны были вытягивать руку по полной программе.

Небрежность допущена и в рассказе о покушении на Гитлера, в котором были задействованы бутылки с вином – ящик с бутылками, в которые была помещена взрывчатка, поместили в личный самолёт Гитлера не в качестве подарка одному из адъютантов фюрера, а в качестве посылки для некоего адресата в Берлине. Пустяк, конечно, но на восприятие влияет.

Сцена, где Штауффенберг встречается с одним из «заговорщицких» генералов в разрушенном соборе во время службы, кажется не слишком вероятной. Нужно просто помнить, с каким негативом относился нацистский режим к христианству, под каким колпаком секретных служб находилась деятельность церковь. Если создатели фильма подразумевали, что встреча в соборе проходит в условиях конспирации, то это, мягко говоря, бред: встреча двух высокопоставленных военных чинов в церкви не могла остаться без внимания следившего за объектами культа гестапо.

При всё при этом, нужно отдать сценаристам и режиссёру должное, подробности непосредственно кульминационного покушения 20 июля 1944 года в целом воспроизведены довольно точно.

Знаете, оказывается, что не так уж интересно смотреть фильм, зная, чем он закончится – ведь до апреля 1945 года, когда погибнет Гитлер, событиям фильма ещё довольно далеко. При всей динамичности повествования, при всей интриге происходящих событий в фильме не чувствуется внутреннего напряжения, не улавливается нерв всего действа. В этом отношении старый добрый «Подвиг разведчика» с Павлом Кадочниковым, честное слово, куда интереснее (уж прикольнее в любом случае). А уж если вспоминать классику жанра, вроде «Семнадцати мгновений весны», так вообще небо и земля.

Что касается главной звезды проекта, то, спору нет, портретного сходства у Тома Круза со Штауффенбергом хоть отбавляй, не подкопаешься. А вот врождённой немецкой военизированной аристократичности у голливудской звезды нет и в помине. По поведению Круза в кадре сразу можно сказать, что перед нами американец.

Получается, что какого-то единого впечатления от фильма нет, в памяти остаётся лишь набор покушений, без чётких взаимосвязей между сценами, без мало-мальски прописанных мотивов героев, в общем, без всякого контекста. До конца «Операции «Валькирии»» теряешься в догадках, какого типа фильм хотели сотворить: драму, детектив, остросюжетный боевик. И только в самом финале, когда во время казни Штауффенберг выкрикивает «Да здравствует святая Германия!» (кстати, так было и в действительности), становится понятно, что хотели снять что-то в духе «Храброго сердца» – там ведь тоже главный герой перед смертью от рук мучителей выкрикивает нечто пафосное (в самом хорошем смысле этого слова). Может быть, именно из-за этого штриха и взялись за этот проект? Если даже и так, то получилось не очень.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz