http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Загадочная история Бенджамина Баттона

Год выхода: 2009

Оценка: Шедевр

Актеры: Кейт Бланшетт, Брэд Питт, Джулия Ормонд, Фаун А. Чэмберс, Элиас Котеас, Донна ДюПлантье, Джейкоб Вуд, Эрл Мэддокс

Режиссер: Дэвид Финчер

Жанр: Мистическая, романтическая драма

«Загадочная история Бенджамина Баттона»… Перед нами очень вольная и весьма серьёзно доработанная, изменённая и переосмысленная экранизация рассказа одного из классиков американской литературы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Итак, осень 1918 года, заканчивается Первая Мировая война, а в американском Нью-Орлеане в семье фабриканта-изготовителя пуговиц рождается сын. И всё бы хорошо, вот только в этот день гениальный часовой мастер запустил свои часы, которые шли в обратную сторону. И в Нью-Орлеане родился мальчик со внешностью 80-летнего старика и с таким же старческим предсмертным состоянием всех органов (хотя на том, что эти два события напрямую связаны, я не настаиваю). Мужчина, потерявший при родах молодую жену, не находит в себе сил оставить необычного ребёнка и побрасывает его на крыльцо, оказавшееся домом престарелых. Чернокожая служанка находит мальчика и, вопреки советам доктора, оставляет его у себя. Мальчик, названный Бенджамином, выглядит как старик – лысый, почти ничего не видящий без очков, не способный передвигаться без инвалидного кресла, но при этом совершеннейший ребёнок внутри. Ребёнок, который по мере взросления из дряхлого старика превращается в бодрого старика, из бодрого старика в мужчину предпенсионного возраста и так далее…

Давно известно, что в искусстве есть всего две вечные темы – любовь и смерть – и тысячи связанных с ними сюжетов, мотивов, завихрений. В «Бенджамине Баттоне» мы видим соединение этих двух вечных тем. Причём тема старения и смерти не проникнута каким-то помпезным эпическим духом, в ней нет заумного академического трагизма, даже напротив, об этом рассказывается с улыбкой. С печальной, полной глубокого драматизма, но улыбкой.

Это полуволшебная, полумистическая, совершенно потрясающая история-притча, рассказывающая о серьёзных вещах с лёгкостью, но не с той лёгкостью, с которой играют оперетты, а с простотой, с которой говорят правду. Это для того, чтобы солгать, нужно изобретать сложности, а правда она проста, не так ли?

Здесь и очень тонкая и важная идея о том, что в нашем мире очень трудно быть не таким, как все, трудно не соответствовать принятым стандартам. От того, что в последние лет двадцать эту мысль оболванили и опошлили люди, бравшиеся за это либо при отсутствии таланта, либо при отсутствии совести, сама идея не становится хуже или малозначительнее.

Хватает и юмора, причём юмора не шаблонного, не стандартного голливудского-полуфабрикатного, а весьма своеобразного. Вот бьёт человека молния. Одного человека несколько раз в течение жизни. Скажете, что здесь смешного? Уверяю вас, увидите это в фильме – будете смеяться. Или, скажем, очень умилительна, трогательна и одновременно смешна сцена, в которой 17-летнего Бена приёмные родители отправляют в самостоятельную взрослую жизнь – отправляют человека, выглядящего как 60-летний старик.

Брэда Питта прежде было свойственно недооценивать так называемым знатокам кино, экспертам и критикам. Никто не отрицал наличия у Питта красоты, очарования, харизмы (да и как тут будешь отрицать, когда полный набор вот он, на экране?), а вот по поводу его собственно актёрских дарований присутствовали не то чтобы сомнения, но некоторая настороженность. Да, у него была абсолютно гениальная финальная сцена в легендарном триллере «Семь», очень достойная главная роль в «Бойцовском клубе» (но там изюминка объяснялась отчасти и сногсшибательным сценарием), но большинство ролей у него ведь были в боевиках, пусть высокобюджетных, но боевиках. Однако последние две работы Брэда открывают этого актёра с новой стороны. Сначала феерическая комическая роль в ленте «После прочтения сжечь», теперь роль в «Бенджамине Баттоне», за которую актёр выдвинут на «Оскара». Может быть, Питту нужно было достигнуть зрелого возраста, чтобы его перестали воспринимать как красивую картинку и разглядели в нём артиста? Кстати, роли мудрецов в юном теле Брэду Питту вообще хорошо удаются – вспомните его в фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк».

У Кейт Бланшетт была задача не менее сложная, чем у Питта. С одной стороны, держать свою героиню немного в тени главного персонажа, с другой, сделать свой образ запоминающимся и трогательным. Обе задачи решены с блеском, Кейт ещё раз подтвердила свои потрясающие способности. И, кстати, говоря, нельзя не сделать актрисе комплимент – она очень молодо (и при этом естественно молодо) выглядит. Снимаю шляпу.

Кстати, мы, если кто-то не помнит, живём уже в XXI веке, и кино уже пошла вторая сотня лет. Оригинальных идей для сценариев не так много, революционные находки для самого процесса создания кинофильмов также появляются редко, выдающиеся актёры на то и выдающиеся, чтобы их было раз, два, и обчёлся. В этих условиях продюсеры соревнуются друг с другом во всём, в том числе и в том, как поэффектнее и пооригинальнее представить эмблему кинокомпании в первых кадрах картины. У «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и со сценарием, и с актёрским составом всё в порядке, но это не помешало создателям потрудиться и над заставкой.

Как у любого замечательного фильма, у «Загадочной истории Бенджамина Баттона» есть момент, достойный если не критики, то замечания. Лично я обнаружил такой момент лишь один (один (!) в почти трёхчасовом фильме!). Но и эта претензия из тех, что понятна лишь русскому человеку – ну разве можно пить водку (натуральную, нашу, «расейскую») маленькими глотками? Это что же за басурманские выдумки такие? Это что вам, джин-тоник или коктейль? Так и приходит на ум сакраментальная фраза кота Матроскина «неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь…».

Если же о серьёзном, то все сцены фильма, все его мезансцены, все персонажи, все их диалоги подводят нас, зрителей, к пониманию той самой главной мысли – о том, что в мире всё тленно, всё проходит, всё подчиняется неумолимому времени, и только любовь времени не подвластна. Банальность? Нет. Истина.

Кинолента «Загадочная история Бенджамина Баттона» выдвинута на премию «Оскар» в 13 номинациях. Не знаю, как вы, а я буду болеть за неё во всех 13 случаях.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz