http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Обитаемый остров: Схватка

Год выхода: 2009

Оценка: Зря потраченные 1,5-2 часа

Актеры: Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров, Алексей Серебряков, Фёдор Бондарчук, Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Михаил Евланов, Андрей Мерзликин

Режиссер: Фёдор Бондарчук

Жанр: Фантастика

Приключения землянина Максима, оказавшегося на планете, где кипят нешуточные страсти, не закончились на том, что наш герой угнал танк, прихватил своего друга Гая и решил рвануть в пустыню навстречу множеству опасностей. Впереди его ждут встречи с таинственными колдунами, которые будут ему вещать мудрёные словеса о соотношении совести и ума, банальности которых позавидовал бы автор выражения «жизнь сложная штука». Впереди его ждут вынужденное возвращение в армию Страны Отцов и участие в масштабной танковой атаке, остановленной ядерным взрывом. Впереди его ждёт соглашение с государственным прокурором Умником, смысл которого будет заключаться в свержении режима Неизвестных Отцов. Впереди его ждёт разрушение системы управления системой башен-излучателей и яростная схватка с одним из Отцов, Умником, который расскажет ему очень любопытные вещи. Наконец, его ждёт воссоединение с возлюбленной, с Радой. В общем, Максима и нас вместе с ним ждёт насыщенная программа.

Особых надежд на креативный прорыв во второй части «Обитаемого острова» по сравнению с первым фильмом у меня не было. Так что в кинотеатр я шёл из чистого любопытства: каким ещё образом можно потратить сумасшедшие для российского кинобизнеса деньги, бывшие в распоряжении Фёдора Бондарчука? Вдруг внезапно стану миллиардером, размечтался я, и просто не буду знать, на какой ветер выбросить несколько десятков миллионов долларов…

Вспоминается, что долгими январскими вечерами лично я, обнаружив в себе все задатки брюзги, высказывал следующие претензии к первой части космической саги Фёдора Бондарчука: поразительная неоригинальность фильма как кинопродукта (складывалось ощущение, что съёмки проходили по некоему шаблону); ужасающе некачественный монтаж; приоритет вещей, декораций, космических пейзажей, а не главных героев; и, наконец, неудачный актёрский состав. Не удивляйтесь, но в ленте «Обитаемый остров: Схватка» из этого списка ничего не исчезло, он только расширился.

Прежде всего, ещё более отчётливо бросилась в глаза неестественность практически всех героев картины. Даже такие корифеи, как Гармаш и Суханов смотрелись в своих второстепенных ролях не как персонажи, а именно как Сергей Гармаш и Максим Суханов, обряженные в странные одеяния то ли с большого бодуна, то ли на спор. Кто не заслужил упрёка, так это Алексей Серебряков и отчасти сам Бондарчук в своей артистической ипостаси. Что касается молодой актёрской поросли…

Неумение Василия Степанова и Петра Фёдорова изображать чувства и эмоции мало-мальски правдоподобно, заметное уже в первой части, в продолжении стало просто неприличным. Именно на «Обитаемый остров: Схватка» приходились те сцены, где эмоциональное напряжение Максима и Гая должно было достичь предела. А в понимании молодых «изобразителей образов» (написать слово «актёры» рука не поднимается) эмоциональное напряжение заключается только в одном – пошире открыть рот и погромче орать. Интересный подход. Ах да, у Василия Степанова есть ещё один профессиональный приём – улыбаться во все 32 зуба по поводу и без такового. Что ж, за будущее молодого человека волноваться не стоит: если вдруг у него не заладится в актёрстве, такого улыбчивого юношу с распростёртыми объятиями будут ждать владельцы ресторанов быстрого питания и воротилы сетевого маркетинга.

Неспособность актёров раскрыть образы это ещё полбеды. Другая половина беды это неумение режиссёра эти самые образы слепить. Казалось бы, в романе братьев Стругацких пусть самые приблизительные, пусть только на словах, но образы имеются, их только развить; ан нет, Бондарчук лишь скопировал то, что написано в книге, не наделив ни одного из персонажей личностными чертами. Получились не герои, а какие-то картонные силуэты, которые с помощью прикреплённых с тыльной стороны верёвок двигают туда-сюда по сцене.

У меня большая просьба: если кто-нибудь понял, о чём «Обитаемый остров: Схватка», в чём его главная мысль – расскажите мне. Потому как сценарий настолько неприспособленный к киновосприятию, что, если не читать литературный первоисточник, то никогда не догадаешься, к какому финалу, к какой развязке пришло действие, что, по замыслу создателей, есть «хорошо», что «плохо», какую роль сыграл тот или иной герой повествования. А текстовый эпилог перед финальными титрами, представляющий из себя глубокомысленное философское изречение, есть не более, чем реверанс в адрес братьев Стругацких, ведь из киноленты эта сентенция никоим образом не следует.

И самое забавное во всей этой эпопее то, что фильм получился дешёвым. В разработку концепции, создание декораций, сами съёмки, прорисовку спецэффектов и рекламную компанию угрохали большие деньжищи, а в итоге имеем дешёвку. И оказывается, что «дороговизна» кинопроекта не всегда определяется количеством затраченных на него рублей, долларов, евро или юаней.

При ознакомлении с данной статьёй вполне может возникнуть вопрос: а что это автор раз за разом возвращается к теме денег, к вопросу о большом бюджете «Обитаемого острова»? Объясню. Можно сколько угодно ругать голливудское «коммерческое» кино за его бездуховность, банальность и потакание грубым зрительским вкусам. Но чего у Голливуда не отнять, так это профессионализма. В подавляющем большинстве картин, чьи создатели не стеснены в средствах, всё продумано до миллисекунды. Каждый кадр выстроен безукоризненно, оптимальная для зрительского восприятия последовательность сцен и кадров выверена едва ли не по теории относительности, любой человек, появляющийся на экране хотя бы на полмгновения, отбирается с такой тщательностью, что у него наверняка даже группа крови совпадает с предполагаемой группой крови его персонажа. Там, где не хватает новаторства, оригинальности, таланта, нужен хотя бы профессионализм. А в случае с «Обитаемым островом» не пахнет ни талантом, ни профессионализмом, зато полным-полно претензий на владение монументальным стилем, амбиций снять блокбастер не хуже Люка Бессонна и Брайана де Пальмы и пустого стремления привлечь зрителя в кинотеатры эффектной, и то лишь на первый взгляд, картинкой.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz