http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Джонни Д

Год выхода: 2009

Оценка: Неплохое времяпрепровождение

Актеры: Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Марийон Котийяр, Джейсон Кларк, Кристиан Столте, Джеймс Руссо

Режиссер: Майкл Манн

Жанр: Боевик, детектив, драма

Одним из главных кинематографических событий текущего лета стал ретро-блокбастер от Майкла Манна «Джонни Д», собравший под свои знамёна актёрскую элиту, рассказывающий о деяниях легендарного американского гангстера 1930-х Джона Диллинджера и о том, как агент ФБР Мелвин Первис пытался обезвредить «врага общества № 1».

Общее впечатление от «Джонни Д» можно обозначить как смутное одобрение, сопровождаемое ощущением, что для «полного комплекта» чего-то не хватает. Покопавшись в оставшихся после просмотра образах, довольно быстро можно найти ответ – фильму не хватило главного нерва, в нём нет как такового противостояния «грабитель - сыщик». Нельзя не обойтись без сравнения с легендарным фильмом со схожим сюжетом «Схватка» - тот фильм Майкла Манна, по сути, и выстраивался вокруг одной из величайших в истории кино сцен-столкновений – беседы персонажей Аля Пачино и Роберта Де Ниро. А «Джонии Д» выстроен вокруг обычной, даже с некоторым привкусом документальности, истории грабителя банков, пусть это и был самый знаменитый грабитель банков. Поэтому и не случилось ожидаемой яркой актёрской дуэли в исполнении Джонни Деппа и Кристиана Бэйла.

По не до конца понятным причинам режиссёр Майкл Манн отошёл от своего фирменного стиля, принесшего ему заслуженное признание. В его новом проекте не наблюдается обычного психологического погружения в личные истории героев. Скрепя сердце, можно смириться с тем, что ни полслова не рассказано, ни полкадра не показано ничего о том, кем же был Мелвин Первис помимо того, что он был охотником за преступниками. Так ведь ничего не рассказано о личности заглавного героя, Джона Диллинджера, о том, как он дошёл до жизни такой, какие внутренние пружины двигают им на его жизненном пути. Исчерпывающей фразы «меня зовут Джон Диллинджер, я граблю банки, мне нравятся бейсбол, кино, хорошая одежда, быстрые машины и вы, мисс, которую спустя 70 с лишним лет будет играть очаровательная французская актриса Марийон Котийяр» всё-таки маловато. А когда перед зрителем показывается не борьба двух личностей, а схематический рисунок «один парень с автоматом в руках грабит финансовые учреждения, другой парень с автоматом в руках пытается догнать первого парня», особого интереса это не вызывает. В конце концов, подобные картинки мы можем наблюдать в любой компьютерной игре-«шутере».

Кого уж точно нельзя обвинить в туманных впечатлениях от фильма, так это исполнителей главных ролей. Актёры, чтобы кто не говорил, люди подневольные и крайне зависимые. Дадите талантливому актёру хороший «материал» и относительную свободу обращения с ним – и получите достойный результат. А вот когда и драматургическая база не обнадёживает и простора для импровизации нет, требовать даже от гениев чего-то выдающегося сложно.

Джонни Депп отработал не ниже своего привычного уровня – харизматично, с внутренним надломом и какой-то заведомой обречённостью своего персонажа. Уж кто на такие психологические штуки мастер, так это Депп. Но в силу решения сценаристов и режиссёра сделать Диллинджера двухмерным, в чём-то даже картонным, развернуться обладателю оригинальнейшего актёрского дарования оказалось просто не на чем.

За Кристиана Бэйла и вовсе обидно. Актёр такого широкого диапазона, с таким эмоциональным потенциалом в последние годы используется Голливудом слишком однобоко. В амплуа супергероев (Бэтмен, Джон Коннор) он на 100% убедителен, но это не слишком удачные для полного самовыражения роли. В «Тёмном рыцаре» его персонаж поместили в тень Джокера. В четвёртом «Терминаторе» он отошёл на второй план, позади Маркуса Райта. Что касается «Джонни Д», Кристиан исполнил роль лишь «условного соперника» главного героя, никакого интереса собственном к Мелвину Пёрвису у режиссёра не было. Может быть, Бэйлу для восстановления творческого тонуса и на радость его почитателям снова переключиться на отрицательных персонажей?

Марийон Котийяр может даже быть довольна своей ролью. Да, в этот раз ей не отдали на откуп сложный психологический образ, но в сравнении с остальными звёздами проекта французской звезде даже повезло. По-видимому, Майкл Манн очень чётко представлял себе, каким он хочет видеть Диллинджера и Первиса, но очень смутно обрисовал контуры образа подружки знаменитого грабителя. Благодаря этому Котийяр получила определённую свободу и привнесла в роль одновременно неповторимый европейский шарм и максимальную естественность.

К неоспоримым достоинствам картины следует отнести также и очень качественную операторскую работу. В этом нет ничего удивительного: ведь за «картинку» отвечал знаменитый Данте Спинотти, давнишний соратник Манна и уже почти классик своего дела (для избавления от приставки «почти» осталось лишь получить «Оскара», на который итальянский маэстро неоднократно выдвигался).

Наверняка станет классической сюрреалистическая сцена почти в самом финале ленты, когда Диллинджер приходит в здание чикагской полиции и заходит в помещение, где располагается отдел, созданный специально для его поимки. Не удалось найти данных, подтверждающих то, что такой случай имел место быть в действительности. Впрочем, в реальной жизни такой безумно рискованный шаг со стороны «врага общества № 1» был ещё более вероятен, чем в кинофильме. Дело в том, что настоящий Джон Диллинджер после гибели своих подельников и ареста подружки потратил большие деньги на нелегальную пластическую операцию, чтобы изменить внешность. Поэтому и была такой сложной схема его опознания в чикагском кинотеатре, вот почему он мог рискнуть и заявиться в полицию. Однако, само собой, продюсеры картины не могли пойти на изменение внешности главной звезды фильма, Джонни Деппа, так что пришлось слегка подкорректировать ход событий.

Культовый статус фильмы приобретают по разному. Некоторые сразу становятся таковыми, как «Матрица» или «Пираты Карибского моря». Другим нужно время, чтобы, подобно вину, «перебродить», приобрести какие-то вкусовые нюансы и ароматические оттенки. Так, например, случилось с картиной «Схватка». Сей же час «Джонни Д» вряд ли станет культовым, но не возьму на себя смелости исключать такой возможности в будущем.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz