http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Каникулы строгого режима

Год выхода: 2009

Оценка: Хороший фильм

Актеры: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Сабина Ахмедова, Алена Бабенко, Владимир Меньшов, Кирилл Плетнёв, Людмила Полякова

Режиссер: Игорь Зайцев

Жанр: Комедия

Бывает же такое на свете: сбежавшие из колонии строгого режима заключённые оказываются в летнем детском лагере в роли вожатых. К тому же ситуация приобретает дополнительную пикантность: один из сбежавших настоящий тюремный авторитет, на котором лежит ответственность за «воровской общак», а второй бывший милиционер, попавший в тюрьму из-за неудачной комбинации обострённого чувства справедливости и вспыльчивого нрава. Добавьте сюда необходимость вынуждено оставаться в детском лагере и выполнять обязанности вожатых в самом что ни на есть полном объёме, «внешние раздражители» в виде симпатичных коллег-женщин – и вот готовая почва для «созревания» классической комедии положений.

Создатели картины «Комедия строгого режима» взвалили на свои плечи очень тяжёлую ношу, им нужно было пройти по тонкой, словно лезвие ножа, грани. С одной стороны, стояла задача максимально эффективно и безболезненно совместить в «одном флаконе» лучшие черты любимых отечественных комедий: «Джентльмены удачи» (всё, что касается тюремной жизни и так называемой «воровской романтики») и «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» (сага об особенностях русского национального отдыха в летних детских лагерях, раньше пионерских, ныне то ли спортивных, то ли бойскаутских). С другой, нужно было постараться избежать упрёков в простом неизбирательном копировании классических образцов, отсутствии собственного стиля и представить произведение, которое может претендовать на индивидуальность. Вот между этими крайностями и вынуждены были балансировать «Каникулы строгого режима».

Прежде всего нужно разобрать единственную по-настоящему странную черту фильма. Спору нет, восточная культура это очень интересно, экзотично и привлекательно с эстетической стороны. Вот только так и осталось непонятным, к чему этот явный «японский акцент» в российской комедии. К чему стилизованные под японские пейзажи титры (кстати говоря, выполненные весьма качественно и не без вкуса)? Для чего проходящие красной линией через весь фильм мотивы японского национального театра кабуки? Если для создания особой ностальгической атмосферы, то здесь явная ошибка адресом – причём здесь японская ностальгия и комедия положений? Если для придания некоего «второго философского дна» (мол, весь мир игра, мы в нём актёры, зависимые от того, в какие декорации попадём, и всё в таком духе), тогда нужно было копать и дальше в этом направлении, не ограничиваясь мизерным полунамёком. В общем, непонятно.

Как это ни удивительно, но в наши времена в родном Отечестве умудрились написать неплохой сценарий для кинокомедии. Смогли избежать откровенной банальности и чрезмерного погружения в реалии современной жизни, но обошлись и без излишней условности, придав истории вполне правдоподобный характер. Да и фирменный набор ингредиентов для комедии вроде бы присутствует: и нелепая ситуация, и перерождение главного героя по ходу развития сюжета, и романтическая линия, в меру смешная, в меру трогательная. Правда, комедийных сцен могло быть и побольше, сценаристы откровенно «пожадничали», да и в плане сентиментальности заметны неиспользованные резервы. Сохранение правильных пропорций, дело, конечно, нужное, но в данном случае создатели ленты явно перестарались с объяснимым стремлением «не переборщить».

Кроме того, совсем не лишней была бы и чётчё выраженная детективная линия. В конце концов, что мешало составить сценарий таким образом, чтобы персонаж Дюжева оказался не бывшим, а самым настоящим милиционером, внедрённым в колонию для обезвреживания какой-нибудь особо опасной организованной преступной группировки? Да, в этом случае напрашивались бы слишком явные параллели с «Джентльменами удачи», но, право слово, сам фильм получился бы более интригующим.

При этом очень радует, что сценаристы и режиссёр сумели уйти от шаблонного «хэппи-энда» - вроде бы фильм и заканчивается на позитиве, все положительные персонажи по крайней мере живы и относительно здоровы, но впереди отнюдь не раскрашенное во все цвета радуги беззаботное безоблачное счастливое будущее, впереди, по большому счёту, неизвестность. Комедия с открытым финалом – удачная находка.

Последние годы породили у российского кинозрителя подозрение, что то ли мы переживаем слишком уж тяжёлые времена, столь тяжёлые, что просто-напросто мы не в состоянии снимать комедии, то ли уровень отечественных комедийных актёров достигает своего потолка на отметке «Самого лучшего фильма». Но нет, «Комедия строгого режима» показала – с комедийными традициями в наше актёрской среде всё в порядке, нужно только постараться. Скажем, неплохой актёрский дуэт сложился у Сергея Безрукова и Дмитрия Дюжева. И смотрятся вместе хорошо – габариты и типажи разные, и в эмоциональном плане друг друга дополняют – различные темпераменты оттеняют друг друга. Да и в отношении профпригодности актёров к комедии вопросов не возникает – Дюжев так и вовсе прирождённый комедийный и водевильный актёр, а Безрукову, чтобы там не говорили его критики, таланта не занимать (лишь бы использовать его всякий раз по назначению).

Можно, конечно, немного покритиковать режиссёра за то, что образы главных героев лишены глубины. Например, персонаж Безрукова смотрелся бы человечнее, если бы о нём, о его вкусах, интересах, жизненных обстоятельствах было бы известно немного побольше: а то ведь смотришь на него и думаешь – а вдруг его посадили за какое-нибудь леденящее кровь преступление? Впрочем, создатели картины могут не без оснований заявить, что это комедия, подробные психологические портреты здесь ни к чему.

Наверное, это так, но вот в случае с персонажем Алёны Бабенко непроработанность образа слишком явная. Что помешало придать её героине больше индивидуальных черт, благодаря которым она стала бы ближе зрителю, и выделить ей немного больше сюжетного внимания и экранного времени, сказать трудно. Сомнений в том, что Бабенко справилась бы, не возникает – то, как органично Алёна вписывается в комедийные образы, может подтвердить любой, кто знаком с театральным творчеством актрисы.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz