http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Опасные пассажиры поезда № 123

Год выхода: 2009

Оценка: Зря потраченные 1,5-2 часа

Актеры: Дензел Вашингтон, Джон Траволта, Луис Гузман, Виктор Гойцай, Джон Туртурро

Режиссер: Тони Скотт

Жанр: Боевик

Если бы инопланетяне (конечно, в случае их существования) изучали человечество только по американским фильмам, они не могли бы сделать никакого иного вывода, кроме того, что все почти все события жизни планеты Земля происходят в Нью-Йорке. Вот и в картине «Опасные пассажиры поезда № 123» местом действия снова стал самый знаменитый город Северной Америки. На этот раз беда пришла в нью-йоркское метро – группа вооружённых и очень опасных людей захватила поезд с пассажирами, закономерно превратив последних в заложники. И так уж сложилось, что умный и безжалостный главарь преступников, называющий себя Райдером, вышел на связь с обычным диспетчером «подземки», ничего не смыслящим в переговорах с бандитами, но тоже весьма неглупым Уолтером Гарбером. Уолтер и рад бы спихнуть это дело на профессионалов, но Райдер желает разговаривать только с ним. Так что теперь от хладнокровия и сообразительности Гарбера зависят жизни заложников.

Уже из рекламных роликов фильма было понятно, что режиссёр Тони Скотт и продюсеры вознамерились напомнить зрителям не такое уж и далёкое прошлое и выпустить в свет классический боевик с набором не мене классических составных частей: хороший парень – плохой парень, плохой парень захватывает заложников – хороший всячески старается ему в этом помешать, но плохой парень умён и имеет в запасе хитроумный план – а хороший парень ещё умнее, да к тому же ему ещё и везёт… В общем, в традициях «Крепкого Орешка» и первой части «Скорости». Задумка была, безусловно, благородная, жалко лишь, что почти ничего из этой задумки не вышло…

Просчёты и несуразности в сценарии для боевиков «про заложников» это такой же неотъемлемый атрибут, как, скажем, неизбежный хэппи-энд. Ну нельзя по-другому – если писать сценарии «по всей правде», то 9 из 10 сюжетов придётся выкидывать в урну для бумаг, ведь в них либо у террористов изначально не будет никаких шансов на успех, либо у заложников не будет никаких шансов на выживание. Поэтому и приходится допускать отклонения от элементарной логики.

Не обошлось без таких алогизмов и в «Опасных пассажирах». Чего стоит, например, выдумка, что можно в вагоне метро расположить на полу включённый ноутбук (то есть с работающим монитором) таким образом, чтобы встроенная камера на нём передавала изображение всех находящихся в нём людей, а сам компьютер никто не замечал. Попробуйте так сделать – если получится, заранее примите мои поздравления, Эйнштейн по сравнению с вами просто школьник, причём «троечник». И тогда вам вообще никакого труда не составит объяснить, скажем, такую мелочь – зачем главный террорист, провернув свой хитроумный план и уходя на своих двоих от погони, тащит с собой тяжеленный чемодан, который, как уже выяснилось, ему совершенно ни к чему?

Но на самом деле сюжетные нестыковки это дело десятое. Гораздо важнее, что хватает и других пробелов, которые явно проявляются с самого начала фильма. Понятен и заслуживает одобрения следующая творческая находка режиссёра – заставить зрителя почувствовать ритм метро, стремительность проносящихся поездов с помощью «рваных кадров» (когда при монтаже переход от одного кадра производится стремительно, без плавных границ). Но когда этих кадров не один, не два, не десять, а добрые двадцать минут, это уже надоедает – элементарно устают глаза от этого непрекращающегося и уже мало чем обоснованного мельтешения.

А что прикажете делать с неистребимым желанием передовиков голливудского кинопроизводства непременно выдавить из зрителей хотя бы несколько горючих сентиментальных слёз? Казалось бы – типичный такой боевик, вроде бы, по задумке, остросюжетный, ну так к чему эти нелепые сентиментальности? Нет, обязательно нужно вставить псевдотрогательную сцену о том, как главный герой отправляется навстречу смертельной опасности, а супруга по телефону наказывает ему, чтобы обязательно купил галлон молока, когда будет возвращаться. Окей, зритель всё понял, ему показывается нежная любовь и трогательная попытка вселить в супруга и в саму себя уверенность, что всё будет хорошо. Но мы становимся свидетелями, как в течение целой минуты разыгрывается практически квновская сценка «купи галлон молока – да и полгаллона хватит – нет, купи целый галлон – а может, всё-таки полгаллона? – нет, галлон!». Так что от планируемой трогательности не остаётся и следа, зато остаётся ощущение, как будто наблюдаешь за выступлением плохого фокусника – и платки у него из рукавов торчат, и кролик из-под шляпы выглядывает. Халтура, одним словом.

К тому же фильм совершенно не интересен в сугубо человеческом плане, там не за кем наблюдать, некому сопереживать. Герой Дензела Вашингтона слишком правилен, слишком положителен, легко умещается в одну плоскость – что о таком переживать? Персонаж Джона Траволты также не вызывает сколько-нибудь сильных эмоций. Во-первых, это злодей, злодеям сопереживать как-то не принято. Во-вторых, этот образ актёру откровенно не удался. Он, конечно же, способен достоверно и талантливо играть злодеев – достаточно вспомнить фильм «Без лица». Но вот для изображения психопатичных истеричных негодяев в Траволте не хватает эмоциональности. Ну, не получается у Джона правдоподобно сыграть человека, готового каждую минуту удариться в истерику. Так что его злодей неинтересен.

Оставалась одна надежда на то, что сценаристы смогут раскрыть образ кого-нибудь из заложников так, чтобы зрители или расстроились в случае его гибели, либо порадовались при его спасении. Но такого персонажа нам никто е предложил, все заложники в общем-то получились на одно лицо. Так что поволноваться толком было не за кого.

Фильм «Опасные пассажиры поезда 123» снова навёл меня на вопрос, который был давно интересен – что заставляет хороших актёров (Джон Траволта, безусловно, хороший актёр, а Вашингтон так и вовсе выдающийся) снимать в слабых кинолентах? Что это, банальное желание забрать солидный гонорар или притупившееся чутьё на успешные и неудачные проекты?». Картина «Опасные пассажиры» вызывает слишком много вопросов, остающихся без вразумительных ответов.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz