http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: 9

Год выхода: 2009

Оценка: Можно посмотреть, если нечего делать

Актеры: Кристофер Пламмер, Мартин Ландау, Джон К. Райли, Криспин Гловер, Дженнифер Коннелли, Фред Татаскьор, Элайджа Вуд

Режиссер: Шейн Эккер

Жанр: Мультфильм

Совершенно очевидно, что продюсеры мультипликационного фильма «9» всерьёз воспринимает магию чисел, или если выражаться более научным языком, нумерологию. В противном случае они не стали бы назначать начало проката своего проекта на девятое число девятого месяца девятого года. В этой связи я решил придерживаться логики создателей ленты и купил билет на самый первый сеанс, начинавшийся в 9 часов утра 9 сентября 2009 года. Чтобы, как говорится, уже всё было выдержано в одном стиле.

Нужно сказать, то будущее, которое нам предсказывается в мультфильме «9», явно не для слабонервных. В том смысле, что ни одного человека в этом будущем нет. Да и вообще всё не слишком оптимистично: руины городов под хмурым небом, развалины зданий, искорёженные автомобили, высохшие и напоминающие древнеегипетские мумии человеческие трупы. Смерть, разрушение и запустение. И в этом царстве застывшего ужаса вдруг оживает тряпичная кукла с цифрой «9» на спине, которая не понимает, кто она и что здесь делает. Но вот вроде бы намечается свет в конце тоннеля – «Девятый» встречает другую тряпичную куклу, на этот раз помеченную цифрой «2», которая говорит, что долго его искала, но теперь-то всё наладится. К сожаленью, тут же «Второго» захватывает непонятное механическое чудище, а сам «Девятый» спасается лишь благодаря помощи других тряпичных кукол, также помеченных цифрами от единицы до восьмёрки. И тут выясняется, что все разрушения являются результатом войны людей против взбунтовавшихся машин, что люди в этой схватке проиграли, и что вроде бы именно «Девятый» должен как-то поправить положение. Но никто не знает, как именно, не до конца понятно, откуда взялись сами куклы, да и с попавшим в плен «Вторым» нужно что-то делать…

Уже сейчас, после просмотра фильма, я пытаюсь понять, на чём основывался мой предпремьерный оптимизм и радужные ожидания. Ведь постапокалиптическая тематика (восстание обладающих искусственным интеллектом машин, незавидное положение людей, предсказанное, но всё равно нежданное появление спасителя-избавителя и всё в таком духе) уже изучена и экранизирована, что называется, вдоль и поперёк. После «Матрицы» пытаться что-то соригинальничать по части сценария в этом вопросе сложно, да к тому же этим летом нам уже рассказывали подобную историю – в «Терминаторе: Да придет спаситель». Вот и спрашиваю сам себя – чего же нового я ожидал от фильма в целом и от сценария в частности? Может быть, до сих пор не избавился от лишней впечатлительности и, когда вижу динамичный, грамотно смонтированный и с прекрасным звуковым сопровождением трейлер киноновинки, по-прежнему верю, что и сама картина будет столь же зрелищной и захватывающей? Может быть…

Правда, если улучшить какую-то уже не раз затронутую в кинематографе идею довольно сложно, то вот испортить её какой-нибудь «гениальной» отсебятиной проще простого. В данном конкретном случае берётся весьма привлекательный и открывающий большой простор для создания увлекательного зрелищного повествования сюжет и дополняется некими туманными, запутанными и даже в какой-то момент нелепыми в своей банальности мистико-волшебные заморочки. И потом это выдаётся за нечто очень оригинальное, необычное и даже с претензией на некий глубокий, философский, душевноспасительный и духовноочищающий смысл. Хорошо хоть, что догадались все эти «откровения» оставить на потом, на финал фильма: если бы это «учение» обрушилось на зрителя раньше, при просмотре появился бы привкус скуки и разочарования.

Безусловная заслуга режиссёра Шэйна Эккера состоит в том, что он не поддался на соблазн слепо скопировать фирменную сумрачную атмосферу одного из продюсеров картины, культового режиссёра Тима Бёртона. А в том, что такой соблазн был, сомневаться не приходится. Наверняка возникала мысль: понравиться продюсеру тем, что сделать нечто в его духе, в его стиле, авось больше денег на производство выделит. Если бы это произошло, получилось бы нечто совсем несуразное – любимая Бёртоном сумрачная атмосфера пронизана утончённым чёрным юмором, которому просто нет места в истории о возрождении жизни после победы машин над человечеством. Да, Эккер тоже предпочитает тёмно-серую палитру, но ведь и печально-ностальгические пейзажи бывают оптимистичными.

Но вместе с тем примерно на середине просмотра зарождается чувство, что чего-то не хватает. Пока не закончится мультфильм, трудно сформулировать, чего именно не хватает, но с каждой минутой это впечатление растёт и крепнет. Выйдя из кинозала, начинаешь искать объяснения для этого чувства.

Как уже говорилось, абсолютно неоригинальный сценарий. Отсутствие по-настоящему заметных индивидуальных характеров. Вообще известных актёров приглашают для озвучания мультяшных героев не только для того, чтобы громкими именами привлечь зрителя в зал и тем самым увеличить сборы (хотя и этот момент, чего скрывать, играет немалое значение). Их же приглашают ещё и для того, чтобы придать каждому персонажу свою, неповторимую индивидуальность. Скажем, разве был бы говорящий осёл из «Шрека» таким запоминающимся и очаровательным, если бы не был списан с Эдди Мёрфи? Очень сомневаюсь. В то же время в проекте «9» ничего не напоминает о том, голоса каких актёров стоят за каждым из персонажей. В «Девятом» ничего не было от Элайджи Вуда, в «Седьмой» ни капельки Дженнифер Коннелли, а «Первый» ничем не напоминал Кристофера Пламмера. А наблюдать за перемещениями из кадра в кадр безликих тряпичных кукол далеко не так интересно, доложу я вам. Да, и компьютерная графика не «взрывает мозг» и не заставляет хвататься за голову от восхищения – добротные, качественно сделанные спецэффекты. Но разве нынче удивишь кого-нибудь просто добротными, качественно сделанными спецэффектами? Если уж и не ожидает уже зритель прорыва в графике (просто невозможно представить, куда ещё можно в этом направлении прорываться), то на собственный стиль всё ещё рассчитывает.

На удивление малый хронометраж фильма (всего лишь час с несколькими минутами) и открытый для дальнейшего развития сюжет наводят на мысль, что продюсерами картины «9» задумано продолжение. Возникает робкий, ни на что не претендующий вопрос: а стоит ли его делать, это продолжение?

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz