http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого | ||||||
Все | Оценка | Алфавит | Режиссер | Актеры | ||
|
Название: Домовой Год выхода: 2008 Оценка: Неплохое времяпрепровождение Актеры: Константин Хабенский, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян, Виталий Кищенко, Рамиль Сабитов, Ольга Сухорукова Режиссер: Карен Оганесян Жанр: Триллер Каждый человек, покупающий билет на киносеанс, с разной степенью ясности, но всё же представляет себе, какой фильм он собирается смотреть. У кинозрителя есть свои предчувствия и ожидания, на 99% сформированные, конечно, рекламой и на 1% всеми другими факторами – представлением о занятых в картине актёрах, знакомством с творчеством режиссёра, знанием сюжета и так далее в таком духе. Признаюсь, перед просмотром ленты «Домовой» ожидания у меня были неясные и по большей части отчего-то не слишком радостные. Имя режиссёра мне ничего не говорило – может быть, это очередной творец рекламных роликов и музыкальных клипов, решивший увековечить своё имя в широкоформатном кино, а может, это новый Андрей Звягинцев, снимающий фильмы раз в 5 лет, но создающий при этом шедевры. Тот факт, что в фильме задействованы мегазвёзды российского кинематографа Константин Хабенский, Владимир Машков и Чулпан Хаматова, также не проясняли ситуацию: эти актёры снимаются так часто и в настолько разнообразных по стилю и содержанию картинах, что непонятно, чего от них ждать. Появлению опасливой настороженности способствовала изображённая на постере фильма книга «Домовой», обложка которой один в один похожа на миллионы низкопробного криминально-детективного чтива, которое заполонило нашу страну на протяжении уже лет 15. Ага, – подумалось мне – сейчас будет очередная история в духе «Антикиллера» и романов Марининой, Абдуллаева и прочих… В действительности история следующая: автор детективных романов Антон переживает кризис. Картина была снята до начала мирового финансового кризиса, так что речь не о нём. Во-первых, куда-то ушло вдохновение, позволяющее писать книги на одном дыхании, да чтобы ещё эти книги нравились редактору издательства, да ещё потом и хорошо раскупались жителями нашей самой читающей в мире страны. Попытки вернуть это вдохновение приводят Антона ко второй проблеме, традиционной для русского творческого человека – чрезмерное увлечение спиртными напитками. Ну, когда преследуют проблемы на работе и с выпивкой, неизбежны и неурядицы в личной жизни – у писателя в интернате для детей с умственными отклонениями подрастает сынишка, к тому же в подвешенном состоянии отношения с подругой. Получается замкнутый круг. И чтобы этот круг разорвать, требуется событие экстраординарное. И такое событие происходит – на глазах Антона человек, только что получивший от него автограф на новой книге про легендарного и имеющего реальный прототип киллера по прозвищу Домовой, хладнокровно убивает важного чиновника, его водителя и охранника. Ладно бы только это – в самом деле, мало ли происходит насильственных смертей в общественных местах? Но через некоторое время настоящий киллер встречается с Антоном и предлагает ему сотрудничество – убийца расскажет ему реальную подоплёку криминальной жизни, а писатель напишет по этому рассказу книгу. Сотрудничество идёт настолько хорошо, что к Антону возвращается вдохновение, книга пишется сама собой… В один прекрасный день убийца предлагает писателю пройти курс «молодого киллера» - чтобы лучше понять психологию персонажа. И Антон, на свою беду, соглашается… Должен сказать – это тот редкий случай, когда мои предчувствия по поводу современного отечественного кинопроекта меня обманули. Вместо нудного банального детектива со всеми «прелестями» российской криминальной действительности и стремлением российской кино подражать голливудским стандартам я увидел динамичный остросюжетный фильм с попыткой освещения такой глубокой проблемы, как переживания главного героя в процессе его духовного перерождения. Но, несмотря на то, что фильм хороший, возникают серьёзные опасения за его востребованность зрителем и коммерческую успешность. Последние несколько лет показывают, что самые крупные кассовые сборы имеют блокбастеры, напичканные спецэффектами, длинноногими красавицами и однотипными шутками. При этом нельзя отрицать, что и недостатков у «Домового» хватает. Например, предсказуемый в целом сценарий, в котором все повороты сюжета легко читаются. Скажем, когда киллер вручает Антону пистолет, чтобы тот потренировался в стрельбе, бросается в глаза, что на убийце перчатки, а писатель держит «ствол» голыми руками – и ребёнок догадается, что на орудии ещё неизвестного преступления останутся отпечатки пальцев незадачливого автора детективов. Похвальна попытка добавить в картину драматизма и психологизма, и в целом её нельзя назвать неудачной, но до высшего уровня создатели фильма не дотянули. Возможно, в литературной версии «Домового» эта тема просматривается более явно, а в кино нужно было сделать неизбежный уклон в сторону интриги и экшена? В конце концов, можно было ожидать гораздо большего от таких талантов, как Хабенский, Машков, Хаматова. Сказать, что исполнители главных ролей где-то схалтурили и опустились ниже определённого профессионального уровня, нельзя, но ведь на то они и звёзды, что зритель ждёт от них в каждом фильме творческого прорыва. В данном случае ни у кого прорыва не случилось. Однако в целом «Домовой» имеет гораздо больше плюсов, чем минусов. Любой остросюжетный фильм смотришь с той точки зрения, что стараешься найти какие-то нестыковки и недоразумения в сценарии. Но, несмотря на общую предсказуемость сюжета «Домового», никаких «косяков» в нём не находишь – логически всё выстроено безупречно, все части мозаики на своих местах. Честно говоря, от этого даже появляется чувство не то чтобы разочарования, но недоумения – неужели не дали зрителю ни одного повода почувствовать, что он умнее режиссёра, продюсера и сценариста? Не дали… Четырьмя абзацами выше я сделал прогноз, что у фильма «Домовой» будет не слишком завидная прокатная судьба. Очень надеюсь, что в этом своём предсказании ошибусь. Поспособствуйте. Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/). |
Программа по учету клиентов Интерактивный словарь Рецензии на книги
По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:
|
© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru