http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Стиляги

Год выхода: 2008

Оценка: Хороший фильм

Актеры: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Олег Янковский, Сергей Гармаш, Евгения Хиривская, Леонид Ярмольник, Алексей Горбунов, Максим Матвеев, Ирина Розанова, Игорь Войнаровский

Режиссер: Валерий Тодоровский

Жанр: Мюзикл

Как известно, новая картина Валерия Тодоровского «Стиляги» самопровозглашена главным фильмом Нового года. Но, прежде чем рассуждать о самом фильме, приведём совсем краткую историческую справку – кто же такие эти самые стиляги.

Стилягами называли молодёжное течение в Советском Союзе с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Собственно к стилягам относились юноши и девушки, которые испытывали неподдельный интерес к западному (прежде всего к американскому) образу жизни и с помощью прорвавшихся за железный занавес после войны трофейных и импортных предметов одежды и бижутерии пытались этому образу жизни подражать. Сами себя эти отважные молодые люди именовали «штатники» - то есть поклонники одежды, музыки, кинофильмов, даже сленга, пришедших из Соединённых Штатов. Уничижительный термин «стиляги» к течению приклеился после ряда обличительных газетных статей, в которых «безродные космополиты» (то есть преклоняющиеся пред всем зарубежным) клеймились как предатели Родины. Со стилягами боролись как только могли, но сошли на «нет» они к середине 1960-х гг. по естественным причинам: повзрослели, обзавелись семьями и другими интересами; многие атрибуты западной жизни всё-таки были относительно легализованы (к примеру, джаз); в это время весь мир захлестнула мода на рок-н-рол.

Вот про таких людей младший Тодоровский снял фильм, в котором всё очень ярко, блестяще, празднично, даже глянцево, но при этом нет ни капли гламура, что, безусловно, стоит считать заслугой и удачей режиссёра и всех членов съёмочной группы. Детально восстановленные одеяния стиляг со всевозможными галстуками с картинками, разноцветными пиджаками и носками, узкими брюками, туфлями на приклеенных пластмассовых колодках, а также роскошными юбками, ярчайших расцветок косметикой и противоречащими всем законам геометрии причёсками. Добавьте к этому море света, обилие зажигательной музыки, заводные танцы и на всём этом фоне молодые красивые лица – такая получается визуальная картинка. Самая что ни на есть подходящая для праздничных дней.

В чём же секрет привлекательности этой «стиляжьей» истории? Может быть, это наша, русская тоска по Элвису Пресли, которого у нас не никогда не было, но которого так хотелось? Мы как-то резко перешагнули из эпохи застёгнутого на все пуговицы «развитого социализма» в лишённую всяких пуговиц, равно как и всякой одежды, современность. У нас не было того промежуточного красочного карнавала, когда вроде бы одежда присутствует, но её стало меньше, а сама она более прозрачная и короткая. «Стиляги» - это попытка хотя бы отчасти показать нам этот карнавал.

При этом у фильма есть и «второе дно», в котором можно обнаружить кое-что более серьёзное и глубокое, нежели просто безудержное яркое веселье молодости. Если бы этого второго дна не было, то образ стиляг не слишком бы отличался от образа, созданного советскими газетами 50-х – этакий оболтус, который ничего не делает (при этом странным образом умалчивалось, откуда эти «тунеядцы» брали средства на свою весёлую жизнь с походами в рестораны и постоянными обновлениями гардероба), а только и делает, что «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Но ведь дело было гораздо серьёзнее. Стиляги – это лишённая политики оппозиция существовавшему в СССР тоталитарному режиму, в котором все должны быть как один, исповедовать одни ценности и идти к единой цели одной дорогой (желательно ещё и в ногу: левой, левой, раз-два-три). Стиляга – это человек, решившийся отстаивать своё право на индивидуальность, природное право быть самим собой, а не тем, кем тебя хотят видеть окружающие. Да, в образе жизни стиляг можно найти немало неприглядного – вспомнить хотя бы не слишком разборчивую половую жизнь, – но ведь главный смысл заключался именно в возможности быть свободным человеком в несвободной стране.

Современным российским режиссёрам (как киношным, так и театральным с эстрадными) как-то со скрипом и скрежетом поддаётся заморский жанр мюзикла. И это тем более удивительно, что в нашем кинематографе существует огромная традиция великолепных музыкальных фильмов – от «Карнавальной ночи» до «Собаки на сене». И Валерий Тодоровский грамотно пошёл по пути именно музыкального фильма – раз уж нашему человеку мюзиклы в чистом виде не по душе, нужно порадовать его тем, что ему действительно, как проверено временем, нравится. Так что за идею наполнить фильм музыкой, которой жизнь настоящих стиляг действительно была переполнена, как говорится, большой респект.

Ещё больший респект за то, что не стали тужиться и пытаться писать музыкальные композиции и тексты специально под данный проект – учитывая большой дефицит в России на по-настоящему талантливых эстрадных композиторов можно было дать 99 %, что эта затея провалилась бы. Решили плавно и незаметно вплести подходящие музыкальные произведения 1980-х – 2000-х – и не прогадали, всё получилось очень органично и, что не менее важно, понятно для современного зрителя. Правда, не совсем понятно, отчего создатели проекта обошли вниманием творчество группы «Браво» с песнями «Московский бит», «Оранжевый галстук» и «Вася, стиляга из Москвы», но тут уж дело вкуса. Судя по всему, вкус автора статьи и музыкального продюсера «Стиляг» Константина Меладзе совпадают не на 100%.

Ещё одним заслуживающим уважения шагом режиссёра является ставка на молодых актёров, далеко не всегда раскрученных – ну кто до премьеры «Стиляг» слышал, скажем, об Антоне Шагине? Приглашённые звёзды-мастодонты (Янковский, Ярмольник, Горбунов, Розанова) сыграли второстепенные и эпизодические роли, а Оксану Акиньшину Тодоровский, по собственному признанию, пригласил лишь после того, как не нашёл на роль Пользы подходящую начинающую актрису. Нужно сказать, что эксперимент удался и мы наверняка скоро увидим молодую актёрскую поросль из «Стиляг» в новых серьёзных проектах.

Так что, если перед вами дилемма, какой фильм посмотреть в новогодние каникулы, поставьте на первое место ленту «Стиляги», а дальше уж расставляйте картины как вам заблагорассудится.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz