http://kinootziv.narod.ru Кинорецензии от Александра Бабицкого
  Все Оценка Алфавит Режиссер Актеры  

 

 

Hosted by uCoz

 

Название: Бесславные ублюдки

Год выхода: 2009

Оценка: Шедевр

Актеры: Брэд Питт, Мелани Лоран, Кристоф Вальц, Элай Рот, Майкл Фассбендер, Дайан Крюгер, Даниэль Брюль, Тиль Швайгер

Режиссер: Квентин Тарантино

Жанр: Боевик, детектив, чёрная комедия

В современном кинематографе есть несколько «брэндовых» режиссеров, перед премьерами фильмов которых зрители имеют основания на некоторые предчувствия, что же они увидят. К числу таких режиссёров, бесспорно, относится и Квентин Тарантино, так что и перед премьерой его нового проекта «Бесславные ублюдки» можно было предположить, что в картине не обойдётся без циничного, дажё чёрного, юмора, без подчёркнутой реалистичности кровавых сцен, без тонкой эстетики визуального ряда. Здравствующий классик оправдал надежды ценителей своего творчества.

Подробно пересказывать сюжеты фильмов Тарантино не имеет смысла. Во-первых, потому, что сюжет как таковой важен для режиссёра лишь в плане декораций, на фоне которых он поместит действующих героев, он не делает из сценария фильм, он подбирает к фильму сценарий. Во-вторых, сюжет тарантиновских лент всегда претендует на оригинальность, на элемент неожиданности, если сценарий известен, фильма теряет значительную часть своей привлекательности. Поэтому ограничимся парой намёков, чего же ждать перед просмотром «Бесславных ублюдков». А ждать нужно истории в антураже Второй Мировой войны – 1944 год, всё ещё оккупированная нацистской Германией Франция, на территории которой действует диверсионный отряд, состоящий из евреев, американца и немца. Помимо того, что этот отряд, прозванный гитлеровцами «Ублюдками», с особой жестокостью убивает нацистов, он оказывается ещё втянутым в секретную операцию, которая в случае успеха может привести к уничтожению всей верхушки Третьего Рейха…

Если после этого кратчайшего анонса вы подумали, что картина «Бесславные ублюдки» рассказывает о войне, вы глубоко заблуждаетесь. В фильме нет ни одной батальной сцены, зато полным-полно перестрелок в духе гангстерского кинематографа – несколько парней в замкнутом пространстве начиняют друг друга и всё вокруг свинцом. В этом плане Тарантино остался верен себе, лишь формально покончив с любимой криминальной темой, суть фильма осталась классической тарантиновской. Но тогда возникает закономерный вопрос, к чему вообще было поднимать военную тему, обряжать актёров в военную форму и гражданскую одежду 1930-1940-х и делать местом действия Францию? Скорее всего, дел здесь вовсе не в желании режиссёра заполучить возможность «обоснованно» (фильм же про войну) пролить на экран побольше крови. Просто Тарантино надоело снимать «обычные» фильмы, он хочет своим творениям придавать эксклюзивный характер, создавать собственную реальность. Начал он это ещё в фильмах «Убить Билла», которые лишь на первый взгляд являются очередными гангстерскими боевиками, а в действительности представляют собой попытку создать свой комиксный мир, в котором бы сочеталась криминальная романтика, очарование пейзажей Дикого Запада и утончённая восточная философия боевых искусств. А в «Бесславных ублюдках» Тарантино просто захотел на свой лад переписать историю. У гениев свои капризы.

Наверняка порадует поклонников Квентина новость, что он не стал отступать от своих принципов. Главным из них с самого начала его карьеры было убеждение, что главную роль в создании кино должны играть, извините за тавтологический каламбур, актёры. Тарантино велик тем, что он практически всегда делает безошибочную ставку на харизматичных личностей, на их способность привлекать и удерживать зрительское внимание. Он, как мало кто другой в современном кинематографе, способен передать всё напряжение, все эмоции, все оттенки взаимоотношений гениальным в своей простоте минимумом – актёрскими лицами и мастерскими паузами в диалогах.

В «Бесславных ублюдках» главную актёрскую скрипку играет ранее малоизвестный австрийский актёр Кристоф Вальц. Степень его малоизвестности такова, что и в Европе его знали в основном по немецкоязычным телесериалам. Как его «откопал» Тарантино, как он на этапе подбора исполнителей смог совместить актёрский талант Вальца и образ персонажа – ответить невозможно. Зато можно с уверенностью сказать, что Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля 2009 года за лучшую мужскую роль была присуждена Вальцу абсолютно заслуженно. Его игра без преувеличения гениальна, и если даже и после этого Вальц будет играть исключительно в малобюджетных австрийских сериалах, он по одной роли в «Бесславных ублюдках» войдёт в историю кино как, по модному ныне выражению, «мегаталант».

Что до главной «плакатной» звезды проекта, Брэда Питта, чей образ взирает на нас со всех постеров ленты, то он ещё раз продемонстрировал недюжинное комедийное дарование, совсем недавно обнаруженное зрителями в чёрной комедии «После прочтения сжечь». Видимо, Питт принадлежит к той редкой породе кинозвёзд, которые по мере старения (45 лет мужчине как-никак) не становятся жалкими из-за несоответствия своему прежнему типажу, а успешно переходят в новый типаж, играющий другими красками и гранями таланта. Даже странно, что Питт, актёр, обладающий такой брутальностью и харизмой, до сих пор не сотрудничал с Тарантино – настолько идеально Брэд вписался в тарантиновскую эстетику, в тарантиновскую философию, в тарантиновский юмор.

Конечно, помимо виртуозного использования актёрских ресурсов «Бесславные ублюдки» имеют полный набор других достоинств, присущих фильмам Тарантино: фирменный циничный юмор, стремление показать, что хэппи-энд для всех персонажей невозможен, оригинальная операторская работа, шикарный стильный саундтрек. Но главное в том, что режиссёр сумел сделать фильм безусловно коммерческий, но при этом в высшей степени талантливый. Да, картина создана по господствующему ныне в Голливуде принципу «быстрого питания»: в каждом фильме, как в наборе фастфуда, должно быть всего понемногу, чтобы каждый нашёл то, что ему по вкусу. Но «фастфуд» от Тарантино изготовлен настолько мастерски, что им можно потчевать хоть в качестве перекуса, хоть в качестве деликатеса. Каждый зритель в зависимости от степени своего «гурманства» найдёт в нём удовольствие: ждёте боевик? – пожалуйста; подавай вам чёрный юмор? – на здоровье; хотите упакованную в привлекательную обёртку пищу для серьёзных размышлений? – приятного аппетита.

Рецензия написана для газеты "Наш город" (http://www.komcity.ru/).

  

 Программа по учету клиентов

    Клиентская база 2

 Интерактивный словарь

    RDict 2

 Рецензии на книги

    http://fankniga.narod.ru

 

 По вопросам литературного сотрудничества обращайтесь по электронному адресу:

kinootziv@narod.ru

          

  

 

 

 

 


© Биенко Максим Александрович 2009 г. mail:bienko@rambler.ru

Hosted by uCoz